23.03.2013

В рамках проекта «Харьковская сирень. PS» историк и режиссер Сергей Гавриленко провел мастер-класс «Археология кино»

В харьковском кинотеатре «Боммер» состоялся мастер-класс историка и теоретика киноискусства, режиссера документальных фильмов Сергея Гавриленко на тему «Археология кино», который прошел в рамках проекта «Харьковская сирень. PS».

«Археология кино – это предмет, который известен во всем мире очень давно, на протяжении более 40 лет. Он преподается во всех университетах Европы, США, Японии и других стран. В Украине он ранее не преподавался, мы ввели его всего 3 года назад на кафедре киноведения университета им. Карпенка-Карого, где он читается для будущих теоретиков и историков кино. Эта дисциплина изучает период с 1420 года, когда появилась первая техническая проекция статического изображения на экран, и до раннего кинематографа 20-х годов XX столетия. Она рассматривает все технические изобретения за эти 500 лет, которые предшествовали появлению кинематографа», – сообщил Сергей Гавриленко.

В харьковском кинотеатре «Боммер» состоялся мастер-класс историка и теоретика киноискусства, режиссера документальных фильмов Сергея Гавриленко на тему «Археология кино», который прошел в рамках проекта «Харьковская сирень. PS».

«Археология кино – это предмет, который известен во всем мире очень давно, на протяжении более 40 лет. Он преподается во всех университетах Европы, США, Японии и других стран. В Украине он ранее не преподавался, мы ввели его всего 3 года назад на кафедре киноведения университета им. Карпенка-Карого, где он читается для будущих теоретиков и историков кино. Эта дисциплина изучает период с 1420 года, когда появилась первая техническая проекция статического изображения на экран, и до раннего кинематографа 20-х годов XX столетия. Она рассматривает все технические изобретения за эти 500 лет, которые предшествовали появлению кинематографа», – сообщил Сергей Гавриленко.

В ходе мастер-класса участники смогли увидеть и рассмотреть вблизи стереоскоп 1904 года с оригинальными фотографиями того времени, модели праксиноскопа и мутоскопа, стеклянные картинки к «Волшебным фонарям», «Флип-книги», модель проектора Иосифа Тимченко, а также проектор с ручным приводом 1929 года с оригинальной кинопленкой того времени.

«Праксиноскоп – это аппарат, который был изобретен в 1877 году как один из оптических иллюзионов. Изначально он должен был доказать гипотезы ученых-физиологов о том, как именно человек воспринимает иллюзию движения, как человеческий мозг видит эти картинки и почему они сливаются в одно движущееся изображение. В результате этот аппарат стал популярной детской игрушкой, и на основе праксиноскопа, который показывал зацикленное движение, в начале 90-х годов XIX века его изобретатель Эмиль Рейно создает праксиноскоп-театр, где показывает первую мультипликацию», – рассказал Сергей Гавриленко.

В ходе мастер-класса он также предоставил слушателям возможность самостоятельно продемонстрировать с помощью ручного кинопроектора фильм Чарли Чаплина «Его доисторическое прошлое», выпущенный в 1914 году.

Справка: Сергей Дмитриевич Гавриленко – историк и теоретик киноискусства, доцент КиМУ, преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого, профессор Университета королевы Марии (Лондон, Великобритания), режиссер документальных фильмов. Автор ряда статей по истории кино Украины. Соавтор Музея истории развития кинофототехники мира НСКУ. Автор выставок по истории кинорекламы 20-30 гг. в Украине, кинопроекционной технике мира в миниатюрных действующих моделях. Автор книг: «Полтава кинематографическая», «Третий Рейх: игровое кино. Идеологическое оружие власти», «Precinema». Автор-составитель энциклопедии «Археология кино. 1420 - 1909 гг.», «Археологія кіно України». Изобретатель в областях микрокиносъемки и микрокинопроекции.